Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в лексикон школьного учителя. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Перед образованием поставлена общественная задача – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности. Необходимость формирования у учащихся толерантного сознания признана педагогами и декларируется Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность – не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в воспитанниках, начнет с себя: с самоанализа, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толерантных форм взаимодействия на практике. В Мирненской ОШ І-ІІІ ступеней был проведен тренинг с учителями: «Толерантность в нас и вокруг нас». Одна из главных задач тренинга - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решалась через ознакомление участников не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. В ходе работы происходило освоение социальных критериев и показателей толерантности.
Практический психолог Мирненской ОШ І-ІІІ ступеней Г.П.Кукушкина |